ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Цель инклюзивного образования МБДОУ – создание в дошкольном учреждении безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
- Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
- Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
- Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Самые распространенные вопросы
Что будет дальше с этими "особенными" детьми? Все равно они не будут такими, как все. Так зачем тогда все это?
- Особый ребенок вполне может успешно общаться в детском саду, закончить школу, поступить в институт и получить профессию, но дается ему это гораздо труднее, чем обычному ребенку. Мы не можем заранее знать, удастся ли особенному ребенку развиться до такой степени, чтобы окружающие считали его "таким, как все". Но мы можем и должны дать ему шанс! Ребенок ходит в детский сад, т.е. живет, как и большинство дошкольников, и все это ценно само по себе.
В детском саду есть образовательные занятия, на которых "особенному" ребенку будет очень сложно. И я не вижу пользы от общения моего ребенка с "особенным".
- Часто особенные дети интеллектуально вполне могут справиться с программой. Для них сложнее научиться взаимодействовать и общаться. Для дошкольников еще нет разницы, особенный перед ними сверстник или нет. Они взаимодействуют, помогают, играют, с "особенными" детьми так же, как и с обычными. За время нашей работы мы убедились в том, что отношение детей к особенностям друг друга в большей степени зависит от отношения взрослых к особенностям детей.
- В дальнейшем в школе у "особенных" детей больше шансов на то, что их не будут обижать другие дети. А обычные дети будут добрее, у них будет более развито чувство сострадания. Они не будут насмехаться, всегда будут готовы прийти на помощь.
Воспитатель больше внимания уделяет "особенным" детям, тратит на них больше времени, в итоге страдают нормальные дети, они недополучают внимания и знаний.
- Особых детей не должно быть больше 1-2-х человек в группе, тогда для остальных будет только полезен этот опыт, все зависит от позиции воспитателя. Наряду с этим, в нашем детском саду к "особенным" детям прикреплен педагог-психолог. Всегда, помимо воспитателя, присутствует человек, готовый прийти на помощь "особенному" ребенку.
Не влияет ли негативно на обычных детей их совместное пребывание с проблемными "особенными" детьми?
- Ребенок будет взрослеть, и ему придется встречаться со всякими детьми и взрослыми, и он должен уметь общаться с ними. Уходя из детского сада в школу, он должен вынести отсюда не только начальные знания, но и социальные навыки общения и взаимодействия с людьми. Проблемных детей становится все больше, поэтому они встретятся обычному ребенку в любой школе. Наконец наша страна увидела эту проблему, и стали ее решать, а не делать вид, что проблемы не существует.